Фрагмент для ознакомления
2
что, собственно, и приводит к дефициту бюджета. Если будет принято решение осуществлять финансирование даже в такой ситуации, скорее всего, это приведет к росту налогов на население, для того чтобы расходы были покрыты и, как следствие, к инфляции. А это уже значительно подорвет нормальное функционирование рыночной экономики.
Государственная политика занятости направлена на разрешение такой важной задачи, как развитие и полная реализация трудового потенциала граждан. Сюда также можно включить обеспечение населения достойным заработком, стабильным продвижением по карьерной лестнице .
Государственная политика занятости ставит перед собой главную цель – обеспечить высокий уровень занятости и рабочих мест в стране. При этом она принимает два основных направления.
Активная политика занятости направлена на снижение уровня безработицы. Главным образом, это мероприятия, которые предупреждают увольнение сотрудников, а также повышают квалификацию, обеспечивают обучение, помощь в поиске рабочих мест, переподготовку, создание новых рабочих мест.
Пассивная государственная политика занятости направлена на то, чтобы снизить негативные последствия безработицы. Это касается выплат социальных пособий, выдаче малоимущим людям товаров первой необходимости, организации специальных акций для бездомных, а также другие виды помощи.
Также государственная политика занятости включает следующие меры по ее реализации.
Экономические меры в части стимулирования предпринимательской деятельности через предоставление налоговых льгот, субсидий, кредитов.
Организационные меры в части повышения профессиональной квалификации, помощи в поиске работы, обучении.
Правовые меры в части законодательного обеспечения досрочного ухода на пенсию, снижения пенсионного возраста, установления продолжительности рабочего дня, отпуска. Кроме того, эти меры предусматривают обеспечение минимальной зарплаты, предоставления отгулов, двойной оплаты за выход на службу в праздничные дни, условий безопасности на предприятии.
Государственная политика в области занятости должна осуществляться комплексно. Необходимо оказывать помощь людям, которые не могут получить работу по каким-либо причинам. К примеру, это может быть содействие в обучении и переквалификации. Однако стоит помнить, что в любом случае определенный процент безработицы останется. Здесь понадобятся специальные меры. В частности, это различные пособия и помощь малоимущим. Существуют разные механизмы снижения безработицы. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. В любом случае необходимо стимулировать людей к трудовой деятельности, ведь от того, сколько граждан задействовано в экономике, зависит благополучие государства.
Государство обязано обеспечить социальную защиту некоторых категорий граждан: детей, инвалидов, пенсионеров и т.д.
Государственная политика доходов имеет своей целью обеспечение высокого жизненного уровня населения, потребительской корзин, покупательной способности.
Развитие отраслей социальной сферы включает в себя содействие развитию культуры и науки через обеспечение субсидий данным отраслям, повышения интереса граждан к данным сферам путем популяризации и просвещения.
Политика в области инфраструктуры направлена на создание всех транспортных условий и условий связи для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.
Наконец, социально-экологическая политика ставит своей целью привлечение внимания граждан и предприятий к проблемам защиты окружающей среды, проведение различных экологических акций, внедрение норм экологической ответственности компаний.
Таким образом, в задачи государства входит полный комплекс мер по обеспечению жизнедеятельности граждан страны.
1.3. Роль государственного регулирования распределения доходов населения
Проблема распределения доходов в экономической теории всегда находилась в центре внимания и выходила за рамки чисто экономической, обуславливая проблемы социологические и политические, – именно на это следует обратить внимание и с этой точки зрения исследовать проблему.
Факторное распределение – не единственное в обществе, существует вторичное распределение, которое осуществляет не рынок, а общество. Оно приводит к формированию располагаемого семейного дохода, который и определяет спрос на потребительские товары и, следовательно, состояние конъюнктуры рынка и занятости.
Для измерения неравенства используется кривая О.М. Лоренца.
Линия ОЕ показывает абсолютное неравенство, которое может существовать только гипотетически. Абсолютное неравенство, когда один человек присваивает 100% дохода, показывает фигура ОЕF. Абсолютное неравенство невозможно в обществе, поскольку оно означало бы приостановку рыночного хозяйства, построенного на обмене. Следовательно, реальное распределение может показывать линия ОАВСDЕ, и чем больше эта линия отклоняется от линии ОЕ, тем больше неравенство. Существует показатель, измеряющий степень неравенства в доходах - коэффициент К. Джини:
G= площадь S / Площадь треугольника ОЕF
где S – фигура между кривой Лоренца и прямой ОЕ.
Рис.1.3.1. Кривая Лоренца
Совокупные доходы населения отражают главную характеристику благосостояния населения – уровень или качество жизни.
Качество жизни – это одно из важнейших понятий, используемое в таких областях человеческого знания, как экономика, социология, медицина, которое представляет собой комплексную оценку определенного набора условий жизни человека, основывающихся на субъективной оценке данного индивида этих жизненных условий.
Понятие «качества жизни» является более широким понятием, включающим в себя не только оценку материальной обеспеченности человека, то есть его уровень жизни, но и ряд других важнейших факторов.
Качество жизни как экономическая категория появилась в 1960-70х годах, когда экономически развитые страны ощутили потребность в моделировании направлений своего промышленного развития. Впервые этот термин стал применяться в США, когда образовалось такое понятие, как «американский образ жизни».
Так, на Рисунке 1.3.2 мы можем увидеть структуру основных показателей, входящих в понятие.
Рис.1.3.2. Показатели качества жизни
Уровень жизни – это интегральный экономический показатель, характеризующий объемы и степень удовлетворения потребления обществом различных материальных и духовных благ. Уровень жизни основывается на среднестатистическом доходе на душу населения страны. Поэтому уровень жизни – это входящий в состав более широкого понятия качества жизни показатель.
Таким образом, понятие качества жизни общества – это многофакторный показатель, отражающий всю полноту материальной и нематериальной обеспеченности индивида, влияющих на эффективность его жизни в целом, и связанный со множеством других показателей экономического развития общества, способных обеспечить наиболее полную оценку качества жизни.
Качество жизни в широком смысле отражает саму эффективность жизнедеятельности каждого индивида, и к ее оценке можно применить два основных подхода:
1. Субъективная оценка качества жизни (удовлетворенность человека своей жизнью, измеряемая с помощью различных социологических опросов)
2. Объективная оценка базируется на анализе реальных показателей (уровень дохода, продолжительность жизни, уровень образования и т.д.).
Поэтому важной задачей любого государства является снижение возможного социального неравенства в стране, которое возникает на фоне неравномерного распределения доходов среди населения и роста бедности.